«При выборе фотографа важно, насколько человек может адекватно взаимодействовать»

Незрячая 32-летняя Дана Дрожжина из Москвы любит фотографироваться. Тем более, если это фотопроект крупного бренда. Она уверена, что люди с инвалидностью вполне могут быть на рекламных баннерах, так как представляют потенциально большой сегмент клиентов. И это позволило бы лучше понимать их потребности в обыденной жизни. Девушка не раз сталкивалась с неадекватным отношением людей: ей в пакет насыпали мелочь, хотя она сама зарабатывает, принимали за неслышащую и кричали в ухо, хотя у нее проблемы только со зрением, тащили в неизвестном направлении, хотя она не просила о помощи. Этой историей Дана поделилась по дороге в аэропорт, она уверена, что любые изменения начинаются с нее.

Вопреки сложившимся стереотипам о незрячих людях, Дана часто фотографируется, всегда тщательно подбирает фотографа. А перед публикацией отправляет лучшие снимки друзьям, чтобы узнать их мнение. При выборе фотографа девушке важно понимание корректной коммуникации.

«Я люблю фотографироваться и часто посещаю фотосессии. Знаю, что профессиональную фотографию может сделать только человек, имеющий реальный опыт. А незрячим людям очень важно делать фотографии, которые было бы интересно смотреть людям без инвалидности по зрению. При выборе фотографа для фотосессии я ориентируюсь на то, насколько человек может адекватно со мной взаимодействовать: показать, как сесть, положить руку, повернуть голову, не бояться подойти и что-то поправить», — пояснила девушка.

Именно поэтому Дана с супругом Василием приняли участие в фотосессии в «Пятёрочке». Девушку привлекло и то, что проект позволяет людям с инвалидностью быть представленными на площадках крупной компании.
«Мне всегда было интересно и непонятно, почему в рекламных кампаниях, фотоотчетах и публикациях на сайтах крупных брендов не представлены люди с инвалидностью. Их можно увидеть только в специализированных проектах, например, декадах инвалидов, в дни белой трости. Эта фотосессия — возможность поучаствовать в проекте, который не был к чему-то привязан: он просто рассказывал о людях с инвалидностью», — говорит Дана.
Девушка не только активно участвует в проектах и путешествует. Вместе с мужем Василием она воспитывает сына. У мужа тоже инвалидность по зрению. Супруги самостоятельно передвигаются с тростью. Все бытовые вопросы тоже решают без помощи родственников.

«Мы живем втроем, у нас нет помощников — бабушек или дедушек. Поэтому весь быт лежит на нас. Наш быт такой же, как у всех. С единственной особенностью — мы стараемся вещи сразу на место раскладывать, чтобы ничего подолгу не искать», — поделилась героиня.

У Даны много активностей. Она — куратор волонтерских проектов в инклюзивном проекте по трудоустройству людей с инвалидностью Everland и курирует курс по цифровой грамотности для детей и подростков с нарушениями зрения. А еще она нутрициолог, консультирует по питанию, и ведущая тревел-шоу «Пахнет вкусно», где она путешествует по городам страны, пробует разную еду и участвует в съемках. Работа позволяет Дане не просто зарабатывать и быть клиентом, но и осваивать новые полезные навыки, общаться с разными людьми, помогать.
«Everland — это возможность попробовать себя в новых проектах, делать то, что приносит реальную пользу людям с инвалидностью. Например, когда мы говорим о цифровой грамотности, я понимаю, что среди учеников есть люди, которые пришли с нулевым уровнем владения телефоном и компьютером, а сейчас прекрасно пользуются ими. Работа нутрициолога — это возможность увидеть путь человека от запроса к результату с моей поддержкой. Роль ведущей тревел-шоу — это возможность путешествовать. Есть вещи, которые я делаю больше ради опыта. Но в целом работа позволяет мне и неплохо зарабатывать», — поделилась девушка.

Супруги работают удаленно. Но часто кто-то из них бывает в поездке или просто уходит поработать в тишине. Они научились распределять домашние обязанности: если у Даны плотный рабочий день, то еду для всей семьи готовит Василий. А вот с ребенком часто помогает няня.

«Невозможно и работать, и все время быть с ребенком. Когда я в поездках, ребенок с няней круглосуточно, потому что муж тоже не может быть с ребенком всегда», — рассказала героиня.
Дана и Василий — активные клиенты супермаркетов. Продукты предпочитают заказывать онлайн, чтобы фрукты, овощи и кисломолочное всегда были свежими. Дана посещает магазин, когда ей хочется попробовать что-то новое. В супермаркете она просит пригласить консультанта, который расскажет, например, какой есть творог, чтобы выбрать.

«Здорово, когда сотрудник магазина сразу подходит и предлагает помощь. Так мне проще ориентироваться, не нужно никого искать и ждать», — в общении с сотрудниками Дане нравится, когда обращаются к ней, а не к сопровождающему, и она всегда отстаивает границы: «Пожалуйста, если что-то хотите узнать, спросите меня».

Она считает, что бизнес часто не видит в людях с инвалидностью клиентов, потому что кажется, что таких людей немного.
«Мало компаний, которые могут посмотреть исследования и понять, насколько клиенты с инвалидностью — прибыльный сегмент. Но радует, что компаний, которые учитывают всю потенциальную аудиторию, становится больше», — поделилась девушка.
Сейчас Дане не хватает доступности в приложениях ведущих ритейлеров. Хорошо бы иметь возможность заказать помощь консультанта в магазине. Она уверена, что любые изменения приходят только с активным участием самих людей с инвалидностью. А потому снова и снова будет участвовать в социальных проектах бизнеса.

Другие истории