«Мы не отозвались, так как не слышали, и они нас приняли за воров»

Неприятная ситуация в магазине о том, как часто в нашем обществе не задумываются, что рядом могут быть люди с проблемами слуха. Для Яны Марышевой участие в фотопроекте как раз — возможность показать, что человек с инвалидностью тоже клиент, покупатель, а значит, важно понимать его особенности. Нет, Яна не только жалуется, как трудно порой быть другой, она, как и все, любит, растит детей, работает и общается.

Яна плохо слышит с самого рождения и росла в среде жестового языка. Мир звуков она воспринимает с помощью аппаратов, но не все различает на слух. Яна навсегда запомнила неприятный случай из своей юности:
«Мы с мамой выходили из магазина, когда неожиданно два человека напали на меня сзади и с силой схватили. Мы так испугались. Это были охранники. Оказывается, в магазине ошибочно сработала сигнализация. Нас окликали, но мы не отозвались, так как не слышали их, и они нас приняли за воров», — вспоминает Яна.
Она подчеркивает, что многие люди все еще не знают, как правильно общаться с людьми с нарушением слуха. Девушка часто сталкивается с проблемами в общении по телефону, так как не может отвечать на звонки из поликлиники, соцзащиты, например.

Хуже всего, когда особенности не учитываются сотрудниками сурдоцентра или медико-социальной экспертизы. Там-то видят пометки на медкартах, в заявлениях, что человек не слышит, а потому звонить по телефону бесполезно и нужно писать сообщения.

«Был недавно случай, когда я переоформляла ИПРА для старшего сына. Они должны были уведомить меня о готовности документа, и мой телефон просто разрывался от звонков в течение нескольких недель. Так медико-социальная экспертиза (МСЭ) пыталась до меня дозвониться, еще и ругала меня. Хотя в документах указано, что мой ребенок и я являемся инвалидами по слуху. И это учреждение, которое работает с людьми с инвалидностью», — возмущена Яна.

Такой же дискомфорт девушка испытывает при онлайн-заказе товаров и услуг.
«Курьеры часто не читают комментарии с просьбой, что нужно писать смс, так как клиент не слышит. В итоге, не дозвонившись, уносят заказ обратно в магазин», — сетует девушка.
«Глухой человек при общении должен видеть ваше лицо, говорить ему нужно спокойным темпом. Можно всегда написать на телефоне и показать текст, если коммуникация не получается. А знание жестового языка сотрудником магазина — всегда приятный бонус для глухого человека. Ведь несложно выучить основные жесты: «здравствуй», «спасибо», «чем помочь», — делится Яна.

Невозможность свободно общаться — большой барьер и в трудоустройстве. Но выбранная профессия дизайнера позволяет нашей героине работать удаленно.
«Мне кажется, неслышащему человеку проще работать на удаленной основе. Ему удобно взаимодействовать с внешним миром в онлайне. Сейчас очень много способов для общения: мессенджеры действительно упрощают жизнь глухим людям», — выделяет дизайнер плюсы удаленки для людей с нарушениями слуха.

В инклюзивном проекте Everland, где большая часть сотрудников с инвалидностью и об этом хорошо знают клиенты компании, понимают особенности неслышащих людей, как Яна, и всегда готовы вести переписку в мессенджерах, отвечать на электронную почту.

Муж Яны тоже не слышит. Вместе они воспитывают двух мальчишек. Между собой семья общается на родном русском жестовом языке. Пока Яна не берет много заказов, так как дорога в коррекционные сад и школу отнимает до 4−5 часов в день. Но любимая работа все же позволяет Яне ощущать себя значимой и заботиться о близких.
«Работа и деньги для меня — это значит не жить на одну пенсию как иждивенец. Это возможность давать детям необходимое. А понимание, что ты можешь зарабатывать, дает мне чувство востребованности как специалиста», — раскрывает суть желания работать наша героиня.

Когда дети подрастут, Яна сможет работать больше. И обязательно объяснит им про важность социальных проектов и про то, как каждый из нас меняет этот мир.

Другие истории